методическая разработка игры "Знаешь ли ты свой край?"

методическая разработка игры "Знаешь ли ты свой край?"

 

 

Методическая разработка игры

по краеведению

«Знаешь ли ты свой край?»

 

пояснительная записка.

Известно, что раскрытие творческих возможностей человека, особенно ребёнка, наиболее успешно осуществляется в процессе игровой деятельности. В игре активизируются познавательные процессы, формируются взгляды и убеждения, приобретается опыт коллективной и групповой работы, вырабатывается чувство соревновательности, желания самому найти правильный выход из той или иной ситуации, появляется возможность оценить суждения по разнообразным проблемам и выработать собственное отношение к их разрешению.

Данный вид игры относится к играм с правилами и состоит из ряда заданий разной специфики, это позволяет разнообразить деятельность учащихся на уроке или кружковом занятии. Если использовать традиционную классификацию игр, то эту игру по краеведению можно отнести к группе академических неиммитационных.

Область применения методического материала:

·        На уроках краеведения;

·        Как обобщающий урок при изучении темы «География Нижегородской области» в курсе «География России» 8-9 класс;

·        В процессе реализации  Недели Географии в школе;

·        Во внеклассной и воспитательной работе (тематический классный час);

·        В работе краеведческого кружка.

Возраст обучающихся: 12-15 лет, учащиеся 8-9 классов.

Целевые образовательные установки:

Цель: Обобщение знаний и умений по географии Нижегородской области, обобщение опыта творческой деятельности.

Задачи:

·        Обобщить знания по географии Нижегородской области в процессе игровой  деятельности  учащихся;

·        Закреплять умения применять полученные ранее знания, умения пользоваться географической картой;

·        Формировать познавательный интерес к предмету, используя систему ценностного отношения учащегося к природе своего края.

Формы и методы реализации:

·        Игра проводится как индивидуально, так и в результате групповой и коллективной работы;

·        Осуществляется работа с картографическим материалом;

·        Используются методы проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский методы.

Средства реализации:  географическая и контурная карты, кроссворд, текст и т.д.

Перечень источников для обучающихся и педагогов:

1.     Баканина Ф.М., Лукина Е.В., Насонова Т.П. и т.д. Заповедные места Нижегородской области.- Н.Новгород, «Волго-Вятское книжное издательство», 1991.

2.      Г.С. Кулинич, В.В. Николина. Географические игры в обучении и воспитании школьников. Методическое пособие. – Горький: ГООПО, 1990.

3.     Винокурова Н.Ф., Игнатьева Г.А., Камерилова Г.С. Методика изучения географии Нижегородской области. Методические рекомендации. – Н.Новгород, 1992.

4.     География. 7-10 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты \ авт.-сост. В.Н.Иванова и др.- Волгоград: Учитель, 2009.

5.     Каюмов А.А. Лекарственные растения Нижегородской области и их охрана. – Н.Новгород, 1991.

6.     Отечество моё Нижегородское: Книга для чтения/Сост. Г.С.Камерилова.- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997.

7.     Сидоренко М.В. Федоровский Д.Н. Экскурсии в природу Нижегородского Заволжья.- Н.Новгород, 1996.

8.     Ярымов Ю.С. Лысково. История, георафия, культура, экономика, перспективы развития. 264 с.

 

Основные знания, умения и навыки, отрабатываемые в ходе игры: коммуникативные (умение осуществлять разного рода контакты между участниками совместной деятельности); учебно-управленческие (целеполагание, планирование, регулирование и анализ), учебно-информационные (нахождение, переработку и использование информации при решении учебных задач)

 

Подготовительный период:

1.     Создание команд (количество человек в команде - 6);

2.     Подготовка представления команд;

3.     Подготовка игрового и раздаточного материала (кроссворды, конверты и карточки с названиями, карта Нижегородской области и разноцветные стикеры, наборы разрезанных контурных карт-пазлов);

4.     Создание игровой ситуации (объявление темы игры, условий, необходимую литературу, организация консультации);

5.     Оформление игры и помещения где будет проходить игра;

6.     Подготовка технических средств игры (компьютер, проектор, музыкальное оформление).

 План игры:

1.     Вступительное слово ведущего.

2.     Представление команд.

3.     Представление жюри.

4.     Разминка команд «Знаешь ли ты Нижегородскую область?»

5.     Конкурс «Собери карту»

6.     Конкурс «Географическая почта»

7.     Конкурс-кроссворд  «Какие это реки?»

8.     Конкурс-загадка «Экскурсоводы»

9.     Подведение итогов. Работа жюри.

10. Награждение.

11.  Рефлексия.

 

Проведение основных этапов игры:

 

Разминка команд «Знаешь ли ты Нижегородскую область?»

Вывешивается контурная карта Нижегородской области, на которой приклеены цветные стикеры, обозначающие реки, города, возвышенности, природные памятники и культурные памятники, крупные промышленные предприятия, озера, т.е. географические объекты Нижегородской области. Берется небольшой кубик, грани которого закрашены по количеству цветов стикеров (белый, розовый, голубой, оранжевый, желтый, зеленый) – всего 6 цветов. Вывешивается «прайс-лист» поясняющий, какую группу географических объектов обозначает тот или иной цвет.

Командам предлагается за 30секунд определить как можно больше объектов на карте. Например: выходит капитан команды бросает кубик и по «прайс-листу» определяет, что обозначает выпавший цвет. Он подходит к карте, где стоит ведущий с часами и по его знаку играющий называет те географические объекты, цвет которых ему выпал на кубике, при этом он должен их снимать с карты. По окончании времени, подсчитывается количество знаков снятых с карты.   Если играющий ошибся, то он отстраняется от игры,  ход переходит к другой команде, а неверно отвеченный знак не засчитывается.

Разминка ведётся до полной расчистки контурной карты от цветных стикеров.

 

Конкурс «Собери карту».

Из разрезанных частей географической карты Нижегородской области – пазлы, собрать целую карту, на скорость.

 

Конкурс «Географическая почта»

Во время предварительной подготовки изготавливаются несколько комплектов  конвертов по числу команд с надписями: « зона тайги», « зона смешанных лесов», « степная зона» (3 конверта на команду). Каждой команде раздаются карточки(24) с надписями почв, видов животных, растений произрастающих в данных природных зонах.

почвы

животные

растения

Торфяно-болотные

Хорёк

Лиственница

Серые лесные

Жаворонок

Ясень

Дерново-подзолистые

Глухарь

Ель

Чернозём

Бурый медведь

Вяз

 

Рысь

Ольха

 

Бобр

Рябина

 

Барсук

Ковыль

 

Ёж

Мятлик

 

Кабан

Жимолость

 

Ястреб

Шиповник

Задача команды правильно разложить эти карточки по адресам за определённое время – 4 минуты.

Скорость и правильность выполнения задания оценивает жюри.

Ключ:  

Конверт «Тайга»

Конверт «Смешанные леса»

Конверт «Степная зона»

Торфяно-болотные

Серые лесные

Чернозём

Дерново-подзолистые

Барсук

Хорёк

Глухарь

Ёж

Жаворонок

Бурый медведь

Кабан

Ястреб

Рысь

Ясень

Ковыль

Бобр

Вяз

Мятлик

Лиственница

Ольха

Жимолость

Ель

Рябина

Шиповник

 

Конкурс-кроссворд «Какие это реки?»

Командам дается задание разгадать кроссворд о реках Нижегородской области.

Задания:

1.     Правый приток Волги, протекает по территории Кировской, Костромской, Нижегородской областей и республики Марий Эл.

2.     Крупнейший из правых притоков Волги, берет начало из родника в Орловской области.

3.     Четвертый по длине приток Ветлуги, протекает недалеко от оз.Светлояр, по территории Нижегородской области и республики Марий Эл.

4.     Крупное водохранилище на р.Волге, образовано плотиной Нижегородской ГЭС, max глубина – 22 метра.

5.     Левый приток реки Сура, протекает на юге территории Нижегородской области и по территории республики Чувашия.

Ключ: Ветлуга; Ока; Люнда; Горьковское; Алатырь

  Конкурс-загадка «Экскурсоводы».

По описанию команда должна угадать название города Нижегородской области. Для этого ведущий дает играющим подсказки, разной ценовой категории.

Задание 1.

3 балла: Город расположен на правом берегу реки Оки на Перемиловских горах, в 79 км от Нижнего Новгорода. Конечная станция однопутной тепловозной железнодорожной линии Окская — Металлист. Автомобильная дорога Р125 Нижний Новгород — Касимов.

2 балла: Город районного значения в Нижегородской области, известностью пользуется культура комнатного лимона, выведенного здесь.

1 балл: важный центр машиностроения и металлообработки. В городе расположен  автобусный завод, выпускающий автобусы, кузовную арматуру.

Ключ: г.Павлово

Задание 2.

3 балла: город на Волге (пристань) в 35 километрах к северо-западу от Н. Новгорода, на железной дороге Н. Новгород - Заволжье на шоссе Н. Новгород - Иваново. 64 тысячи жителей. Центр района (0,9 тыс. кв. км, 93 тыс. жит.). Впервые упоминается в 1536 году.

2 балла: Жители района занимались добычей соли и судостроением, известность получили кружевной и изразцовый промыслы. В городе около десятка памятников истории и культуры, среди которых интереснейший - Никольская церковь (1552 г.), одна из первых шатровых каменных построек на Руси.

1 балл:  родина - К. Минина, - которому здесь установлен памятник.

Ключ: г.Балахна

Задание 3.

3 балла: город в 110 км к югу от Н. Новгорода на реке Теше, узел железных и автодорог. 109 тысяч жителей. Центр района (2 тыс. кв. км, 163 тыс. жит.). Основан на месте древнего мордовского городища, впервые упоминается в 1576 году, был опорным оборонительным пунктом, позднее - торговым и транспортным центром.

2 балла: В XIX веке академик живописи А. В. Ступин создал здесь школу, из которой вышел В. Г. Перов. К XVIII-XIX векам относятся памятники гражданской и культовой архитектуры города, среди которых самый примечательный - Воскресенский собор (архитектор - М. П. Конирфский). В городе бывали А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко,  отбывал ссылку М. Горький, здесь прошло детство А. П. Гайдара.

1 балл: третий по численности населения области город, один из ведущих промышленных городов области, около 30 памятников истории и архитектуры расположены здесь.

Ключ: г. Арзамас

Задание 4.

3 балла: село в-230 км на юго-востоке от Н. Новгорода и 38 км от станции Ужовка. Центр района (0,9 тыс. кв. км, 14 тыс. жит.). Построено на мордовских землях, известно с XVI века под названием Забортники.

2 балла: Здесь существовал известный во всей стране фольклорный хор, работал краевед И. В. Киреев, живет знаменитая сказочница А. В Алексеева.

1 балл: А. С. Пушкин трижды (1830,1833, 1834 гг.) приезжал в село и плодотворно работал. Сохранились парк, любимая поэтом роща Лучинник, восстановлена усадьба с комплексом построек, ставшая ядром государственного музея-заповедника. Проводятся Пушкинские праздники.

Ключ: с. Большое Болдино

Задание 5.

3 балла: город  возник в 60-х годах ХVШ века, когда братьями Баташевыми в окрестностях была открыта железная руда. Здесь сооружаются три металлургических завода.

2 балла:  В 90-х годах XIX века для производственных нужд сооружается узкоколейная железная дорога. В городе сохранились памятники промышленной, гражданской и культовой архитектуры XVIII - XIX веков, из которых выделяются дворец Баташевых (ХУШ век), их охотничий домик в Досчатом, постройки В. Г. Шухова на металлургическом заводе.

1 балл: Современная промышленность этого города - мощный металлургический завод с трубным и колесным производствами, заводы дробильно-размольного оборудования, теплоизоляционных и стройматериалов, леспромхоз, предприятия пищевой промышленности.

Ключ: г. Выкса

Задание 6.

3 балла: город на берегу Волги в 60 км от Н. Новгорода, на шоссе Заволжье - Линда. 34 тысячи жителей. Центр района (1,5 тыс. кв. км, 104 тыс. жит.). Основан Юрием Долгоруким. Первый русский Город Нижегородского Поволжья.

2 балла: город неоднократно сжигался татарами (в 1238,1408,1536 годах) и носил название "Пустой ".  В 1263 году здесь скончался по дороге из Орды князь Александр Невский. В Х1Х веке был известен как старообрядческое купеческое торгово-кустарное село.

1 балл: В городе развиты его старинные промыслы - роспись и резьба по дереву, производство прялок и пряничных досок. Складывается промышленность, которая представлена сейчас судостроительным заводом, мебельной и строчевышивальной фабриками.

Ключ: г. Городец.

Подведение итогов. Работа жюри.

Для оценки каждого конкурса следует опираться на оценочную таблицу:

Конкурс

Максимальное количество баллов

Время выполнения

Разминка команд «Знаешь ли ты Нижегородскую область?»

 

Команде выставляется  набранное всеми игроками количество баллов при правильных ответах.

30 сек. на каждого игрока у карты.

Конкурс «Собери карту»

 

Собранная правильно карта – 6 баллов, за скорость -1 балл дополнительно.

Кто быстрее.

Конкурс «Географическая почта»

 

Всего 24 балла команде, если все конверты правильно упакованы.

В конверте – 8 баллов.

4 минуты

Конкурс-кроссворд «Какие это реки?»

 

5 баллов, по 1 – за каждый правильный водный объект, + 1 балл за скорость.

Кто быстрее.

Конкурс-загадка «Экскурсоводы».

 

Количество баллов считается по подсказкам и их использованию

Не учитывается.

 В конце игры баллы суммируются и определяется команда-победитель.

 

Рефлексия.

В конце     игры каждый участник может выразить своё отношение к игре, её организации на специальном поле «Моё отношение». Поле поделено на зоны куда ребята могут приклеить смайлик.

Игра мне понравилась, я узнал(а) много нового.

Мне было интересно

Мне не понравилась игра, ни чего нового я не узнал(а).

 Виды смайлов:

                                                

Таким образом педагог может определить настроение участников игры и сделать свои выводы.

Дата последнего обновления страницы 09.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения