Методическая разработка игры
по краеведению
«Знаешь ли ты свой край?»
пояснительная записка.
Известно, что раскрытие творческих возможностей человека, особенно ребёнка, наиболее успешно осуществляется в процессе игровой деятельности. В игре активизируются познавательные процессы, формируются взгляды и убеждения, приобретается опыт коллективной и групповой работы, вырабатывается чувство соревновательности, желания самому найти правильный выход из той или иной ситуации, появляется возможность оценить суждения по разнообразным проблемам и выработать собственное отношение к их разрешению.
Данный вид игры относится к играм с правилами и состоит из ряда заданий разной специфики, это позволяет разнообразить деятельность учащихся на уроке или кружковом занятии. Если использовать традиционную классификацию игр, то эту игру по краеведению можно отнести к группе академических неиммитационных.
Область применения методического материала:
· На уроках краеведения;
· Как обобщающий урок при изучении темы «География Нижегородской области» в курсе «География России» 8-9 класс;
· В процессе реализации Недели Географии в школе;
· Во внеклассной и воспитательной работе (тематический классный час);
· В работе краеведческого кружка.
Возраст обучающихся: 12-15 лет, учащиеся 8-9 классов.
Целевые образовательные установки:
Цель: Обобщение знаний и умений по географии Нижегородской области, обобщение опыта творческой деятельности.
Задачи:
· Обобщить знания по географии Нижегородской области в процессе игровой деятельности учащихся;
· Закреплять умения применять полученные ранее знания, умения пользоваться географической картой;
· Формировать познавательный интерес к предмету, используя систему ценностного отношения учащегося к природе своего края.
Формы и методы реализации:
· Игра проводится как индивидуально, так и в результате групповой и коллективной работы;
· Осуществляется работа с картографическим материалом;
· Используются методы проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский методы.
Средства реализации: географическая и контурная карты, кроссворд, текст и т.д.
Перечень источников для обучающихся и педагогов:
1. Баканина Ф.М., Лукина Е.В., Насонова Т.П. и т.д. Заповедные места Нижегородской области.- Н.Новгород, «Волго-Вятское книжное издательство», 1991.
2. Г.С. Кулинич, В.В. Николина. Географические игры в обучении и воспитании школьников. Методическое пособие. – Горький: ГООПО, 1990.
3. Винокурова Н.Ф., Игнатьева Г.А., Камерилова Г.С. Методика изучения географии Нижегородской области. Методические рекомендации. – Н.Новгород, 1992.
4. География. 7-10 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты \ авт.-сост. В.Н.Иванова и др.- Волгоград: Учитель, 2009.
5. Каюмов А.А. Лекарственные растения Нижегородской области и их охрана. – Н.Новгород, 1991.
6. Отечество моё Нижегородское: Книга для чтения/Сост. Г.С.Камерилова.- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997.
7. Сидоренко М.В. Федоровский Д.Н. Экскурсии в природу Нижегородского Заволжья.- Н.Новгород, 1996.
8. Ярымов Ю.С. Лысково. История, георафия, культура, экономика, перспективы развития. 264 с.
Основные знания, умения и навыки, отрабатываемые в ходе игры: коммуникативные (умение осуществлять разного рода контакты между участниками совместной деятельности); учебно-управленческие (целеполагание, планирование, регулирование и анализ), учебно-информационные (нахождение, переработку и использование информации при решении учебных задач)
Подготовительный период:
1. Создание команд (количество человек в команде - 6);
2. Подготовка представления команд;
3. Подготовка игрового и раздаточного материала (кроссворды, конверты и карточки с названиями, карта Нижегородской области и разноцветные стикеры, наборы разрезанных контурных карт-пазлов);
4. Создание игровой ситуации (объявление темы игры, условий, необходимую литературу, организация консультации);
5. Оформление игры и помещения где будет проходить игра;
6. Подготовка технических средств игры (компьютер, проектор, музыкальное оформление).
План игры:
1. Вступительное слово ведущего.
2. Представление команд.
3. Представление жюри.
4. Разминка команд «Знаешь ли ты Нижегородскую область?»
5. Конкурс «Собери карту»
6. Конкурс «Географическая почта»
7. Конкурс-кроссворд «Какие это реки?»
8. Конкурс-загадка «Экскурсоводы»
9. Подведение итогов. Работа жюри.
10. Награждение.
11. Рефлексия.
Проведение основных этапов игры:
Разминка команд «Знаешь ли ты Нижегородскую область?»
Вывешивается контурная карта Нижегородской области, на которой приклеены цветные стикеры, обозначающие реки, города, возвышенности, природные памятники и культурные памятники, крупные промышленные предприятия, озера, т.е. географические объекты Нижегородской области. Берется небольшой кубик, грани которого закрашены по количеству цветов стикеров (белый, розовый, голубой, оранжевый, желтый, зеленый) – всего 6 цветов. Вывешивается «прайс-лист» поясняющий, какую группу географических объектов обозначает тот или иной цвет.
Командам предлагается за 30секунд определить как можно больше объектов на карте. Например: выходит капитан команды бросает кубик и по «прайс-листу» определяет, что обозначает выпавший цвет. Он подходит к карте, где стоит ведущий с часами и по его знаку играющий называет те географические объекты, цвет которых ему выпал на кубике, при этом он должен их снимать с карты. По окончании времени, подсчитывается количество знаков снятых с карты. Если играющий ошибся, то он отстраняется от игры, ход переходит к другой команде, а неверно отвеченный знак не засчитывается.
Разминка ведётся до полной расчистки контурной карты от цветных стикеров.
Конкурс «Собери карту».
Из разрезанных частей географической карты Нижегородской области – пазлы, собрать целую карту, на скорость.
Конкурс «Географическая почта»
Во время предварительной подготовки изготавливаются несколько комплектов конвертов по числу команд с надписями: « зона тайги», « зона смешанных лесов», « степная зона» (3 конверта на команду). Каждой команде раздаются карточки(24) с надписями почв, видов животных, растений произрастающих в данных природных зонах.
почвы |
животные |
растения |
Торфяно-болотные |
Хорёк |
Лиственница |
Серые лесные |
Жаворонок |
Ясень |
Дерново-подзолистые |
Глухарь |
Ель |
Чернозём |
Бурый медведь |
Вяз |
|
Рысь |
Ольха |
|
Бобр |
Рябина |
|
Барсук |
Ковыль |
|
Ёж |
Мятлик |
|
Кабан |
Жимолость |
|
Ястреб |
Шиповник |
Задача команды правильно разложить эти карточки по адресам за определённое время – 4 минуты.
Скорость и правильность выполнения задания оценивает жюри.
Ключ:
Конверт «Тайга» |
Конверт «Смешанные леса» |
Конверт «Степная зона» |
Торфяно-болотные |
Серые лесные |
Чернозём |
Дерново-подзолистые |
Барсук |
Хорёк |
Глухарь |
Ёж |
Жаворонок |
Бурый медведь |
Кабан |
Ястреб |
Рысь |
Ясень |
Ковыль |
Бобр |
Вяз |
Мятлик |
Лиственница |
Ольха |
Жимолость |
Ель |
Рябина |
Шиповник |
Конкурс-кроссворд «Какие это реки?»
Командам дается задание разгадать кроссворд о реках Нижегородской области.
Задания:
1. Правый приток Волги, протекает по территории Кировской, Костромской, Нижегородской областей и республики Марий Эл.
2. Крупнейший из правых притоков Волги, берет начало из родника в Орловской области.
3. Четвертый по длине приток Ветлуги, протекает недалеко от оз.Светлояр, по территории Нижегородской области и республики Марий Эл.
4. Крупное водохранилище на р.Волге, образовано плотиной Нижегородской ГЭС, max глубина – 22 метра.
5. Левый приток реки Сура, протекает на юге территории Нижегородской области и по территории республики Чувашия.
Ключ: Ветлуга; Ока; Люнда; Горьковское; Алатырь
Конкурс-загадка «Экскурсоводы».
По описанию команда должна угадать название города Нижегородской области. Для этого ведущий дает играющим подсказки, разной ценовой категории.
Задание 1.
3 балла: Город расположен на правом берегу реки Оки на Перемиловских горах, в 79 км от Нижнего Новгорода. Конечная станция однопутной тепловозной железнодорожной линии Окская — Металлист. Автомобильная дорога Р125 Нижний Новгород — Касимов.
2 балла: Город районного значения в Нижегородской области, известностью пользуется культура комнатного лимона, выведенного здесь.
1 балл: важный центр машиностроения и металлообработки. В городе расположен автобусный завод, выпускающий автобусы, кузовную арматуру.
Ключ: г.Павлово
Задание 2.
3 балла: город на Волге (пристань) в 35 километрах к северо-западу от Н. Новгорода, на железной дороге Н. Новгород - Заволжье на шоссе Н. Новгород - Иваново. 64 тысячи жителей. Центр района (0,9 тыс. кв. км, 93 тыс. жит.). Впервые упоминается в 1536 году.
2 балла: Жители района занимались добычей соли и судостроением, известность получили кружевной и изразцовый промыслы. В городе около десятка памятников истории и культуры, среди которых интереснейший - Никольская церковь (1552 г.), одна из первых шатровых каменных построек на Руси.
1 балл: родина - К. Минина, - которому здесь установлен памятник.
Ключ: г.Балахна
Задание 3.
3 балла: город в 110 км к югу от Н. Новгорода на реке Теше, узел железных и автодорог. 109 тысяч жителей. Центр района (2 тыс. кв. км, 163 тыс. жит.). Основан на месте древнего мордовского городища, впервые упоминается в 1576 году, был опорным оборонительным пунктом, позднее - торговым и транспортным центром.
2 балла: В XIX веке академик живописи А. В. Ступин создал здесь школу, из которой вышел В. Г. Перов. К XVIII-XIX векам относятся памятники гражданской и культовой архитектуры города, среди которых самый примечательный - Воскресенский собор (архитектор - М. П. Конирфский). В городе бывали А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, отбывал ссылку М. Горький, здесь прошло детство А. П. Гайдара.
1 балл: третий по численности населения области город, один из ведущих промышленных городов области, около 30 памятников истории и архитектуры расположены здесь.
Ключ: г. Арзамас
Задание 4.
3 балла: село в-230 км на юго-востоке от Н. Новгорода и 38 км от станции Ужовка. Центр района (0,9 тыс. кв. км, 14 тыс. жит.). Построено на мордовских землях, известно с XVI века под названием Забортники.
2 балла: Здесь существовал известный во всей стране фольклорный хор, работал краевед И. В. Киреев, живет знаменитая сказочница А. В Алексеева.
1 балл: А. С. Пушкин трижды (1830,1833, 1834 гг.) приезжал в село и плодотворно работал. Сохранились парк, любимая поэтом роща Лучинник, восстановлена усадьба с комплексом построек, ставшая ядром государственного музея-заповедника. Проводятся Пушкинские праздники.
Ключ: с. Большое Болдино
Задание 5.
3 балла: город возник в 60-х годах ХVШ века, когда братьями Баташевыми в окрестностях была открыта железная руда. Здесь сооружаются три металлургических завода.
2 балла: В 90-х годах XIX века для производственных нужд сооружается узкоколейная железная дорога. В городе сохранились памятники промышленной, гражданской и культовой архитектуры XVIII - XIX веков, из которых выделяются дворец Баташевых (ХУШ век), их охотничий домик в Досчатом, постройки В. Г. Шухова на металлургическом заводе.
1 балл: Современная промышленность этого города - мощный металлургический завод с трубным и колесным производствами, заводы дробильно-размольного оборудования, теплоизоляционных и стройматериалов, леспромхоз, предприятия пищевой промышленности.
Ключ: г. Выкса
Задание 6.
3 балла: город на берегу Волги в 60 км от Н. Новгорода, на шоссе Заволжье - Линда. 34 тысячи жителей. Центр района (1,5 тыс. кв. км, 104 тыс. жит.). Основан Юрием Долгоруким. Первый русский Город Нижегородского Поволжья.
2 балла: город неоднократно сжигался татарами (в 1238,1408,1536 годах) и носил название "Пустой ". В 1263 году здесь скончался по дороге из Орды князь Александр Невский. В Х1Х веке был известен как старообрядческое купеческое торгово-кустарное село.
1 балл: В городе развиты его старинные промыслы - роспись и резьба по дереву, производство прялок и пряничных досок. Складывается промышленность, которая представлена сейчас судостроительным заводом, мебельной и строчевышивальной фабриками.
Ключ: г. Городец.
Подведение итогов. Работа жюри.
Для оценки каждого конкурса следует опираться на оценочную таблицу:
Конкурс |
Максимальное количество баллов |
Время выполнения |
Разминка команд «Знаешь ли ты Нижегородскую область?»
|
Команде выставляется набранное всеми игроками количество баллов при правильных ответах. |
30 сек. на каждого игрока у карты. |
Конкурс «Собери карту»
|
Собранная правильно карта – 6 баллов, за скорость -1 балл дополнительно. |
Кто быстрее. |
Конкурс «Географическая почта»
|
Всего 24 балла команде, если все конверты правильно упакованы.
В конверте – 8 баллов. |
4 минуты |
Конкурс-кроссворд «Какие это реки?»
|
5 баллов, по 1 – за каждый правильный водный объект, + 1 балл за скорость. |
Кто быстрее. |
Конкурс-загадка «Экскурсоводы».
|
Количество баллов считается по подсказкам и их использованию |
Не учитывается. |
В конце игры баллы суммируются и определяется команда-победитель.
Рефлексия.
В конце игры каждый участник может выразить своё отношение к игре, её организации на специальном поле «Моё отношение». Поле поделено на зоны куда ребята могут приклеить смайлик.
Игра мне понравилась, я узнал(а) много нового. |
Мне было интересно |
Мне не понравилась игра, ни чего нового я не узнал(а). |
Виды смайлов:
Таким образом педагог может определить настроение участников игры и сделать свои выводы.