Личностно-ориентированное обучение

Личностно-ориентированное обучение

 

 

Технология личностно-ориентированного обучения.

 

   Актуальность  темы.

 

   Современный  этап   педагогической   практики -   это   переход   к   деятельностно-развивающей, личностно-ориентированной    технологии   обучения,   формирующей   широкий   спектр   личностных   качеств   ребёнка.   Важными    становятся   не   только   усвоенные   знания,   но   и   сами   способы   усвоения    учебной информации,   развитие   познавательных   возможностей   и   творческого   потенциала   учащихся.

 

      В своей   педагогической   деятельности  учитель   сталкивается   с   проблемами:

*  на   уроке   ученики   выполняют   задания   в   разном   темпе;

*  одинаковые   задания   для   одних   учеников   бывают   лёгкими,   а   для   других   трудными;

*   в   классе   есть   ученики,   которым   нравятся   задания   повышенной   сложности,   где   надо   исследовать явления,   есть   ученики,   которые   любят   творческие   задания;

 

Идеей данной педагогической технологии является утверждение, что индивидуальный   подход   есть   необходимый   фактор   развития   индивидуальности. Развитие   способностей   эффективно,   если   мотивировать   сам   процесс   учения,   предоставлять   ученику   возможность   работать   на   том   уровне,   который   для   него   сегодня   возможен.

 

     История возникновения.

 

     В   1919г.   в   США   Е.Паркхарст   делает    попытку     заменить   классно-урочную   систему   индивидуальной   работой   с   каждым   учеником   с   последующей   работой   каждого   ученика   по   плану,   выработанному    совместно   с   педагогом. Ученики    получили   возможность   продвигаться   в   изучении   школьных   программ   каждый   своим   темпом.   В   России   такой   «метод   проектов»   применялся   во   многих   школах  и   вузах   в   20-х   годах.   Сегодня   школьная   практика   вновь   обращается   к   нему.   Метод   проектов  -  это   комплексный   обучающий   метод, который   позволяет   индивидуализировать   учебный    процесс,   даёт   возможность   ученику   проявить   самостоятельность   в   планировании,   организации   и   контроле   своей   деятельности.

     В   начале   30-х   годов   Л.С.Выготский   выдвинул   идею   обучения,   идущего   впереди   развития   и   ориентированного   на   развитие   ребёнка   как   на   основную   цель.   Согласно   его   гипотезе,   знания   являются   не   конечной   целью   обучения,   а   средством   развития   учащихся.

     Идеи   Л.С.Выгодского   были   разработаны   и   обоснованы   в   рамках   психологической   теории   деятельности   (А.Н.Леонтьев,  П.Я.Гальперин).   В   результате   пересмотра   традиционных   представлений   о   развитии   и   его   соотношении   с   обучением   на   первый   план   было   выдвинуто   становление   ребёнка   как   субъекта   разнообразных   видов   и   форм   человеческой   деятельности.

     В   настоящее   время   в   рамках   концепции   развивающего   обучения   разработан   ряд   технологий.  Технологии   Л.В.Занкова,   Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова,   Г.К.Селевко,   И.С.Якиманской. 

     Индивидуальный   подход   как   принцип   осуществляется   в   той   или   иной   мере   во   всех   существующих   технологиях,   поэтому   индивидуализацию   обучения   можно   также   считать   «проникающей   технологией».

     В   современной   отечественной   педагогической   практике   и   теории   наиболее   яркими   примерами   технологий   внутриклассной   индивидуализации   обучения   являются   следующие:

-технология   индивидуализированного   обучения   Инге   Унт;

-адаптивная   система   обучения   А.С.Границкой;

-обучение   на   основе   индивидуально-ориентированного   учебного   плана   В.Д.Шадрикова, Селевко Г.К.

  

     Новизна:   технологии   индивидуального   обучения   на   основе   эффективности    управления   и   организации   учебного   процесса   можно   использовать   в   условиях   коллективной   деятельности   класса   не   только   в   системе   занятий   с   отстающими,  но   и  в   развитии   творческих   способностей   одарённых   учеников;   дают   возможность   проявить   самостоятельность   в   организации   своей   деятельности;   создают   условия   для   творческого   подхода   к   изучению   любой   темы ,  позволяют   вовлечь   каждого   ученика   в   творческую   работу   на   уроке,   развивают   нестандартное  , активное   мышление.

 

Система  работы  педагога.

 

    Личностно-ориентированное обучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой:

1) учитель взаимодействует с одним учеником;

2) один учащийся взаимодействует со средствами обучения (книги, компьютер, алгоритм действий и т.п.).

3) развитие индивидуальности каждого ребенка

     Главным достоинством индивидуализированного обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием при решении конкретных задач, за его продвижением от незнания к знанию вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность обучающегося и учителя. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, выполнять задания в оптимальное для себя время, что позволяет достигать успешных результатов обучения.

 

    Индивидуальный подход – это:

1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися;

2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

    Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.

 

    Акцент целей.

·        Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей).

·        Содействие средствами индивидуальности выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся.

·        Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.

·         Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.

·        Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

 

    Концепции индивидуализированного обучения.

·        В современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома.

·        В рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60 – 80% времени учитель может уделить для индивидуальной работы с учениками.

·        Развитие способностей эффективно, если давать ученику картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, предоставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него возможен, доступен.

 

    Общие принципы.

·        Индивидуальный подход является необходимым фактором формирования индивидуальности.

·        Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности.

·        Предпосылкой индивидуального обучения является изучение особенностей школьников, которые следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, познавательные интересы, особенности психического развития (память, мышление, творческие способности).

 

    Особенности содержания и методики.

·        Индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, планирование к индивидуальной самостоятельной работе,  индивидуальные задания по критической, учебной, справочной литературе, составление учениками своих проектов.

·        Особое  построение урока: часть первая  - обучение всех, часть вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная  работа  учителя  с  отдельными  учениками.

·        Использование обобщенных схем, алгоритмов, дифференцированных заданий.

·        Индивидуальное планирование деятельности отдельных учеников, которое позволяет вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям ученика, их творческому развитию.

   

    Особенности технологий личностно-ориентированного  обучения.

 ·        Учет факторов, которые обусловливают неуспеваемость школьников (пробелы в знаниях, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и др.).

·        Способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях умениях и навыках.

·        Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы).

·        Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения.

·        Формирование общеучебных умений и навыков.

·        Формирование адекватной самооценки учащихся.

·        Использование технических средств обучения.

   Заключение.

 Ребенок живет своей полноценной жизнью. Каждый ребенок – индивидуальность.В школе он ученик. Но школа – это часть жизни ребенка, поэтому урок должен быть интересным, разнообразным, емким, содержательным и учитывать все многообразие человеческой деятельности: интеллектуальное, эстетическое, нравственно-психологическое.

   Учитывая возможности, способности и интересы каждого ученика, личностный подход и индивидуальная деятельность помогают развивать творческую, самостоятельную, активную личность. Использование современных образовательных технологий ( личностно ориентированного обучения, проектного обучения, развития критического мышления, игровых технологий)  повышают эффективность урока.

Дата последнего обновления страницы 09.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения