Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и переориентацию учебного пространства от человека «знающего» к человеку «умеющему».
В качестве одной из ключевых идей программы модернизации российского образования провозглашен принцип «проектирование от обучающегося», неразрывно связанный с компетентностным подходом.
К современными технологиям обучения в логике компетентностного подхода на уроках географии являются:
-
проектное обучение;
-
модульное обучение;
-
активное обучение;
-
интерактивное обучение;
-
технология развития критического мышления;
-
технология задачного обучения;
-
технология оценивания учебных достижений (портфолио, тестирование и др.)
Технология проектной деятельности .
"Проект" в переводе с латинского означает «выброшенный вперед», «бросающийся в глаза». Проектная технология – это создание ситуации творчества, где ученик получает шанс натолкнуться на что-то иррациональное, нетривиальное, удивительное. Учебный предмет география в этом отношении уникален. Он позволяет интегрироваться с другими учебными дисциплинами, соединять научные сведения из самых разных областей знаний для более полного их осмысления и объяснения, построения логических цепочек и нахождения причинно-следственных связей. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности чаще всего на основе краеведческой работы. Например, учащиеся составляют проекты развития малых городов, проекты развития зеленых зон микрорайона города, и т.д.
Для организации работы по проектированию учитель выявляет в классе группу ребят, которые хотят:
-
Углубленно изучать географию.
-
Самостоятельно ставить проблемы и решать
-
Научиться общаться, сотрудничать с ребятами для наиболее оптимального достижения своих целей.
Идея, положенная в основу проекта должна быть интересна и актуальна, находиться в зоне ближайшего развития.
Модульная технология также применима в обучении географии. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает точные указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий (чаще в форме тестов).
Интерактивные методики обучения это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Интерактивные МО
ролевая игра
аквариум
мозговой штурм
дебаты
Технология анализа конкретных ситуаций или Метод кейсов.
КЕЙС – это реальный случай, который можно перевести из статуса «жизненной ситуации» в статус задачи и затем решать с последующей рефлексией хода и ресурсов решения; метод обучения, при котором школьники и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач.
На этапе сбора информации используются различные источники, основанные на современных коммуникациях: телевидение, видео, компьютерные словари, энциклопедии или базы данных, доступные через системы коммуникации. Следующий этап работы с информацией – это ее обработка, Далее встает вопрос о форме представления Case, например, презентаций.
Мозговой штурм. Этот вид работы используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо их оценки или обсуждения. Идеи фиксируются учителем на доске, а «мозговой штурм» продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится время, отведенное для задания.
Технология развития критического мышления
Главная цель данной технологии - научить ученика самостоятельно под руководством учителя добывать знания, научить такой работе с текстом, в процессе которой информация понималась, сопрягалась с собственным опытом - и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.
Основы методики критического мышления включает три стадии:
Стадия вызова
Стадия осмысления
Стадия размышления
Структура-схема урока:
1 фаза - Пробуждение интереса: происходит постановка вопросов.
2 фаза - Осознание значения: поиск ответов, исследование проблемы.
3 фаза - Отражение: обсуждение проблемы на высшем уровне мыслительных процессов.
Результат : рост активности учащихся, повышение интереса к учебе, высокие оценки по предмету.
Креативные методы обучения
Обеспечивают ученикам возможность создания собственных образовательных продуктов. Методы интуитивного типа, опираются на нелогические действия учащихся, имеющий интуитивный характер.
Основой поиска нестандартной идеи является способность взглянуть на проблему «под другим углом».
К креативным методам обучениям относят
Графические способы представления информации.
Преимущества графических способов представления информации
· с использованием графических схем можно представить целиком учебный материал по теме;
· графика помогает наглядно и понятно представить логику изложения учебного материала;
· когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи, формулировать проблемы;
· повышается мотивация, иногда легче запоминаются графические образы;
С помощью графических схем можно обобщать и систематизировать учебный материал.
Схематические способы представления информации
Ментальные карты (МК)
Схемы Фишбоун (рыбьи косточки).
Лист опорных сигналов
Логическая структура учебной информации в форме графа
Когнитивно-графические элементы «Древо» и «Здание»
Кластеры
Ментальные карты (МК)
Ментальные карты применяют в процессе обучения с целью создания ясных и понятных конспектов лекций; получения максимальной отдачи от прочтения книг/учебников; в процессе написания рефератов, при подготовке к экзаменам.
Использование ментальных карт в презентациях позволяет за меньшее время представить больше информации, для лучшего восприятия информации
Схемы Фишбоун (рыбьи косточки)
Применение схемы позволяет уточнить проблему, выявить причины ее возникновения, ключевые факты. Целесообразно использовать, когда проблема плохо поддается структурированию.
Этот вид схем позволяет эффективно находить решения в сложных ситуациях, вырабатывать новые свежие идеи.
Логическая структура учебной информации в форме графа
Граф можно эффективно использовать в качестве ориентировочной основы деятельности на вводном занятии, либо как «резюме» на заключительной лекции.
Овладев методикой составления графов понятий, ученики легко могут самостоятельно справляться с большими объемами работы с текстом, а учитель - осуществлять оперативный контроль усвоения ими учебного материала.
Кластеры
Термин "кластер" происходит от английского "cluster" - рой, гроздь, груда, скопление. С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи).
Кластер позволяет структурировать, группировать и подавать информацию в обобщенном и систематизированном виде, что делает работу более четкой и логически выстроенной.
В центральном овале располагается ключевое слово, понятие, фраза, в дополнительных слова, раскрывающие смысл ключевого
Опорный конспект или лист опорных сигналов (В.Ф. Шаталов)
представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала.
В этом методическом инструменте есть элементы, сохраняющие свойства конспекта (законченные фразы, угадываемые сокращения, словарные пояснения и пр.), но рядом с ними присутствуют символы, знаки, графы, рисунки смысловые опоры.
Когнитивно-графические элементы «Древо» и «Здание» (использование блоков-схем)
Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
Коллективным способом обучения (КСО)является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Компьютерные технологии обучения –это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера.
Педагогическая цель использования ИКТ:
повысить качества знаний учащихся;
совершенствовать методики проведения уроков с применением ИКТ;
обеспечить дифференцированный подход к учащимся в образовательном процессе;
обеспечить условия для адаптации ребят в современном информационном обществе.
Типология уроков с применением ИКТ:
1. уроки демонстрационного типа;
2. уроки компьютерного тестирования;
3. уроки тренинга и моделирования (применения знаний на практике);
4. интегрированные уроки.
Прием педагогической технологии на стадии рефлексии
Синквейн – быстрый, мощный инструмент для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации, развития речи
Прием “Синквейн”
Слово синквэйн происходит от французского слова, которое обозначает пять. Таким образом, синквэйн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Эффективным средством введения синквэйнов является разделение группы на пары. Назовите тему для синквэйна . Каждому участнику дается 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквэйнов они составят один, с которым будут оба согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа может познакомиться с парными синквэйнами.
Метод рецензий относится к процессу проверки знаний учащихся. Контроль знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Следует различать эти понятия.
Оценка – это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком.
Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение.
В результате применения метода учащиеся получают две оценки, как за выполненную работу, так и за рецензирование.
Роль взаимного контроля качества и эффективности учебной деятельности учащихся трудно переоценить. Он содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает учителю осуществить проверку знаний учащихся.
Технология индивидуальных образовательных траекторий – ТИОТ
Каждый обучающийся с помощью учителя изучает одну тему, получает за нее отметку, пройдя все виды контроля, а затем сам выступает в роли консультанта.
Другие темы каждый обучающийся изучает самостоятельно, затем обращается к учащимся – консультантам.
Игровые технологии на уроках
В современной практике обучения географии большую популярность получили игровые технологии. Использование игр в обучении географии решает множество задач:
развивают познавательный интерес к предмету
активизируют учебную деятельность учащихся на уроках
способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны
дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс.
На уроках географии используются деловые, ролевые, сюжетные игры (игры –соревнования, игры- путешествия и т.д.)
В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом уровне.. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся.
Вот почему так важно разрабатывать технологии обучения, иными словами организацию учебной деятельности школьников с четко заданной целью и планируемыми результатами.